Как выглядит Владимирская область в оперативных итогах Всероссийской сельскохозяйственной переписи-2016

29 ноября 2016

всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016

Российское сельское хозяйство   сегодня показывает высокие темпы развития, но до полного импортозамещения продовольствия еще  нужно время. На сегодняшний день страна не достигла уровня продовольственной безопасности по молочному животноводству, плодоводству и овощеводству.

Каковы реальные аграрные ресурсы  современной России? На  этот вопрос отвечает Всероссийская сельскохозяйственная перепись-2016, первые оперативные итоги которой по России в целом, федеральным округам и субъектам Российской Федерации на днях обнародовал Росстат. Как мы помним, объектами сельскохозяйственной переписи  были юридические и физические лица, имеющие земельные участки для производства с/х продукции, либо сельскохозяйственных животных.

В рассматриваемых итогах приводятся данные по общему числу респондентов, включая и тех, кто сельскохозяйственной деятельностью по каким - либо причинам не занимался, общей площади земель по категориям сельскохозяйственных производителей и в расчете на один объект переписи. Данные представлены в сравнении с результатами Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года.

Самые важные выводы: за 10 лет в Российской Федерации произошли глобальные изменения в демографии сельскохозяйственных организаций и распределении земель.Сократилась численность всех категорий хозяйств (кроме индивидуальных предпринимателей, которых теперь  38 тыс. вместо 32 тыс.).

Кто в России пашет и сеет? 

Число сельскохозяйственных организаций за 10 лет сократилось в 1,6 раза - с 59,2 тыс. до 36,4 тыс. В представленных оперативных итогах крупные, средние и малые сельхозпредприятия объединены в одну группу, их  число составило 15,2 тыс.Количество микропредприятий оценено в 17 тыс., подсобных сельскохозяйственных предприятий – в4,1 тыс.

В 2006 г.крупные и средние сельхозпредприятия из общего количества составляли 27,8 тыс., малые и микропредприятия -20,4 тыс., подсобные сельскохозяйственные предприятия-11,0 тыс.

На одну организацию из числа всех сейчас приходится в среднем 6,02 тыс. га земли. В группе крупных, средних, малых -12,1 тыс. га, у микропредприятий - 1,6 тыс.га, у подсобных хозяйств организаций-1,75 тыс. га).В 2006г. на 1 организацию было почти на 1 тыс. га  земли больше - 6,93тыс.га.

Эксперты сходятся на том, что на рынке происходит консолидация - площади растут, в основном, у крупных агрохолдингов. Наращивание земельных фондов  происходит на фоне государственных субсидий, кредитов, а также налаженной работы с торговыми сетями по всей России.

Крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ)также показали отрицательную динамику. По итогам сельхозпереписи2006 г. в стране насчитывалось чуть более 253 тыс. КФХ, на каждый из которых в среднем приходилось 103 га земли.

Через десять лет ситуация кардинально изменилась: количество таких хозяйств сократилось до 136,6 тыс., зато на каждое приходилось уже почти 269га.Таким образом, общая средняя  площадь земли  на одно КФХ выросла более чем в 2,5 раза. Площадь земли увеличилась и у индивидуальных предпринимателей - со 106 га  в 2006-мдо 140 га в 2016-м.

Государство сегодня пытается поддерживать начинающих фермеров льготными кредитами и грантами, и новых предпринимателей в аграрном бизнесе действительно регистрируется больше чем раньше, однако число тех, кто закрывается, по-прежнему растет.

На 3,5тыс.с 79,8 тыс. до 76,3 тыс. за 10 лет уменьшилось общее количество некоммерческих объединений граждан. При этом – садоводческих товариществ стало меньше на 6,1 тыс.(2006-м-73,3 тыс., 2016-м-67,2 тыс.),количество огороднических объединений сократилось с 5,5 тыс.до 3 тыс. Число дачных выросло с 1 тыс. до 6,1 тыс.

Общая площадь земли в среднем на одно объединение по стране уменьшилась с 15,1 га - до 14,6 га,  в  ЦФО  с 13,0 га – до  12,4 га.

Перепись зафиксировала, пусть небольшой, но рост в 200 тыс. сектора личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан в сельских поселениях (2006-м - 14,8 млн., 2016-м -15млн.). За 10 лет размер средней площади земли одного хозяйства в селянина вырос с 0,6 га до 0,8 га.

Рост  за 10 лет в 200 тыс. хозяйств,  для страны, занимающей пятую часть суши планеты, - мизерный результат. Комментируя невысокую готовность жителей использовать свое хозяйство для собственных нужд, многие руководители регионов высказывают озабоченность -отказ от традиционного образа жизни на земле создает предпосылки для сокращения сельского населения. Появляются дополнительные риски его миграции в город.

В чем кроется причина сегодняшней ситуации? Итоги обследования дают цифровое описание положения дел, проанализировать ситуацию и сделать выводы предстоит органам власти, экспертам, социологам, представителям науки, всему обществу. Ввиду применения выборочного метода итоги по ЛПХ  по городской местности еще в разработке.

Не выдержала испытание временем давняя традиция многих предприятий   иметь специальные подразделения по выращиванию в теплицах фруктов и овощей, заниматься свиноводством, разведением крупного рогатого скота. Число подсобных сельскохозяйственных предприятий сократилось за 10 лет более чем в 2,5 раза, с 11 тыс. до 4,1 тыс., но их площадь при этом выросла почти в пять раз до 1,74 тыс. га.

Какие  тенденции, зафиксированные сельхозпереписью по стране, характерны для Владимирской области 

Количественный портрет участников 

Всего во Владимирской области сельскохозяйственная перепись охватила более 270 тыс. объектов, сообщивших информацию о ведении (или неведении) сельскохозяйственной деятельности. Данные получены от:

-422-х сельскохозяйственных организаций. Из них к  категории: крупные, средние,  малые относятся 145 организаций, микропредприятиям – 183,  подсобным хозяйствам организаций – 94.В 2006 году было учтено429 организаций: крупные и средние сельхозпредприятия - 180, малые и микропредприятия -156, подсобные хозяйства организаций –93.

Как видим, общероссийская тенденция укрупнения  сельхоз организаций для нашего региона не характерна, напротив, ряд крупных организаций разделились на мелкие или ликвидировались;

-870-ти крестьянских (фермерских) хозяйств, которых ранее насчитывалось 2101 хозяйство;

-145-ти индивидуальных предпринимателей (2006г.-116);

-251 тыс. личных подсобных и других индивидуальных хозяйств населения  (ЛПХ).Применялся сплошной (сельская местность) и выборочный метод (городская местность);

-1440некоммерческих объединений граждан (1326).

 В среднем на каждую их 422-х организаций региона приходится  более 1485 га земель, что  в четыре раза меньше общероссийского показателя (6018 га),  и почти в 1,5 раза меньше чем в ЦФО (около 2155 га– в округе у нас 11-й  результат).

В 2006г. этот показатель был выше в два раза –2894 га. Такая тенденция образовалась за счет ликвидации крупных предприятий. При этом весь свой земельный фонд предприятия передавали (продавали) гражданам (паи, земельные доли),малому предпринимательству. При реорганизации предприятия неиспользованные земли (заросшие лесами, кустарниками, и т.д.) передавались в муниципальную собственность.

В отличие от общероссийской тенденции сокращения подсобных сельскохозяйственных предприятий, численность владимирских возросла с 93 до 94-х, при этом   площадь земли на одно предприятие увеличилась в 2,2 раза   с 144 га до 323,7 га.

Трехкратное увеличение земельных угодий продемонстрировали крестьянские (фермерские) хозяйства области, подтвердив общероссийский тренд роста земельного фонда у малых форм предпринимательства. Если в 2006г. у одного владимирского  фермера  земельные угодья  были на уровне 12 га, то сейчас -  более 35 га(по ЦФО- более 171 га, у Владимирской области 14  результат; по России -  почти 269 га-73 позиция).

Аналогичная тенденция и у индивидуальных предпринимателей. В 2006г. у среднего владимирского  предпринимателя  было земли -  18 га, а в 2016г. -  43,4 га, рост  в 2,4 раза(по ЦФО 94,1 га- у нас 13 результат; по России 140 га - 60  позиция).

Данные переписи свидетельствуют о снижении числа жителей области, работающих на ниве личных подсобных хозяйств. В 2006г. в сельской местности было 226,6 тыс. частных владений, в настоящее время223,2 тыс.

В частном секторе отмечается небольшой рост земельных угодий. В среднестатистическом личном подсобном хозяйстве(другом индивидуальном хозяйстве)селянина на момент обследования имелось- 0,3 га земли (по ЦФО - 0,4 га, по России -  0,8 га).В  2006г. в регионе этот показатель был на уровне 0,2 га.

Неоднозначные изменения характерны для некоммерческих объединений граждан (садоводческие, огороднические, дачные).Если в целом по стране отмечено сокращение, то у нас в регионе число товариществ увеличилось на 114 ед. и это, безусловно, позитивный тренд. Однако на этом фоне, также как и  в России, зафиксировано уменьшение общих земельных площадей. Если в 2006г. одно объединение имело в среднем 16 га, то сейчас -– 14,7 га. Это чуть больше общероссийского уровня (14,6 га) и заметно выше, чем в ЦФО  (12,4 га).

Средние показатели, о которых мы говорим сегодня - это только верхушка масштабного ресурса, собранного во время  агропереписи. Основные выводы еще впереди. Из полных итогов обследования (публикация  вIVкв. 2018г.)  мы сможем узнать, насколько рачительно мы используем наше главное богатство – землю, и   каким образом предпочтения бизнеса и населения сказались на размере посевных площадей и видовом разнообразии сельскохозяйственной продукции**.

А самое главное: представители власти, научного и бизнес сообщества  получат возможность оценить ситуацию и спрогнозировать развитие  отрасли на  перспективу. Рост производства сельскохозяйственной продукции в последние годы  - это путь к продовольственной безопасности государства. Используя итоги сельхозпереписи – 2016, мы сможем сделать его короче! В этом контексте  уместно привести слова американского генетика, специалиста по патологии растений, лауреата Нобелевской премии мира Норманна Борлоуга "Если вы стремитесь к миру - насаждайте справедливость. Но в то же время возделывайте поля, чтобы получать больше хлеба. Иначе не будет и мира".

PS

* в том числе по сельскохозяйственным организациям, подсобным сельскохозяйственным предприятиям несельскохозяйственных организаций, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям; личным подсобным и другим индивидуальным хозяйствам граждан в сельских и городских поселениях (городских округах); садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан.

** ВСХП-2006г.показала: от 25% до 75% сельскохозяйственных угодий  в зависимости от типа сельхоз производителей в нашей области фактически  не использовались. Ссылка на итоги ВСХП-2006г. по Владимирской области:http://vladimirstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vladimirstat/ru/census_and_researching/census/national_census_2006/


Солдатова Н.М., специалист Владимирстата

по взаимодействию  со СМИ, тел. (4922 534167);

моб.  тел8 930 740 88 65mailto: nsoldatova@vladimirstat.ru

Дата создания: 29-11-2016
Дата последнего изменения: 29-11-2016
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.