Программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования поселок Мстера на 2018 - 2030 годы


370.5 Кб
скачать

 

 

 

 

Приложение 1
к проекту решения Совета
народных депутатов муниципального образования поселок Мстера
Вязниковского района
от _______________ № ____

 

Программа комплексного развития социальной инфраструктуры
муниципального образования поселок Мстера
на 2018 - 2030 годы


Паспорт
Программы комплексного развития социального инфраструктуры
муниципального образования поселок Мстера на 2018 - 2030 годы

Наименование Программы

Программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования поселок Мстера на 2018 - 2030 годы (далее – Программа)

Основание для разработки Программы

 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

 Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2015г. №1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов»;

Устав муниципального образования поселок Мстера Вязниковского района Владимирской области;

Генеральный план муниципального образования поселок Мстера Вязниковского района Владимирской области.

Заказчик Программы

Администрация муниципального образования поселок Мстера. Юридический и почтовый адрес: 601408, Владимирская область, Вязниковский район, поселок Мстера, ул. Советская, 14

Разработчик Программы

Администрация муниципального образования поселок Мстера. Юридический и почтовый адрес: 601408, Владимирская область, Вязниковский район, поселок Мстера, ул. Советская, 14

Цель Программы

Развитие материальной базы социальной инфраструктуры муниципального образования поселок Мстера для обеспечения повышения качества жизни населения поселения

Задачи Программы

1. Обеспечение безопасности, качества и эффективного использования населением объектов социальной структуры муниципального образования поселок Мстера;

2. Обеспечение эффективного функционирования действующей социальной инфраструктуры;

3. Обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры для населения;

4. Достижение нормативного уровня обеспеченности населения поселения услугами объектов социальной инфраструктуры.

Целевые показатели (индикаторы) развития транспортной инфраструктуры

Индикаторами, характеризующими успешность реализации Программы, станут:

- площадь жилых помещений, введенная в эксплуатацию за год;

- доля детей в возрасте от 1 до 6 лет, обеспеченных дошкольными учреждениями;

- доля детей школьного возраста, обеспеченных ученическими местами для занятий в школе в одну смену;

- вместимость клубов, библиотек, учреждений дополнительного образования;

- обеспечение населения спортивными сооружениями;

- площадь торговых предприятий;

- повышение уровня и качества оказания медицинской помощи

Сроки и этапы реализации Программы

Срок реализации Программы 2018-2030 годы, в 2 этапа

1 этап – с 2018 по 2022 годы

2 этап – с 2023 по 2030 годы

Описание запланированных мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры

- Разработка проектов планировки территории и межевание земельных участков под строительство объектов социальной структуры

- Строительство социального жилья, индивидуальное жилищное строительство.

Объемы и источники финансирования Программы, (тыс. руб.)

Программа финансируется из местного, районного, областного и федерального бюджетов, инвестиционных ресурсов предприятий, организаций, предпринимателей, учреждений, средств граждан


Характеристика существующего состояния социальной инфраструктуры муниципального образования поселок Мстера, описание проблемы.
 

Муниципальное образование поселок Мстера (городское поселение) образовано Законом Владимирской области № 62-ОЗ от 16.05.2005 г. «О переименовании муниципального образования округ Вязники в муниципальное образование Вязниковский район, наделении его и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ». В его состав вошли территории поселка городского типа Мстера и бывших сельских округов: Барско-Татаровского, Вязовского и Станковского.

Административным центром муниципального образования является поселок городского типа Мстера.

Современную систему расселения на территории городского поселения поселок Мстера формируют исторически сложившиеся земли 3 поселков, 3 сел и 24 деревень, прилегающие к ним земли, земли для развития поселения.

На территории муниципального образования объекты социальной инфраструктуры расположены в наиболее густонаселенных пунктах, таких как пос. Мстера, поселок станции Мстера, села - Барское Татарово и Станки. Прочие населенные пункты, относящиеся к сельским рядовым, обеспечены связями с близлежащими центрами социального тяготения.

Порядка 95,3 % населения проживает в центрах повседневного обслуживания и населенных пунктах, находящихся в благоприятной пешеходной доступности (2км). 2,2% населения проживает в населенных пунктах, имеющих лишь единичные социальные объекты (магазины ТПС). 2,5 % населения проживает в населенных пунктах, не имеющих объектов культурно-бытового обслуживания. 

показатели

Ед. изм.

Исходный год

2017

I этап

2022

II этап

2030

Общая численность постоянного населения по муниципальному образованию

Чел.

7642

7282

7009

В том числе: 

 

 

 

 

- пос. Мстера

Чел.

4400

4203

4045

- село Барское Татарово

Чел.

1029

980

943

-деревня Дороново

Чел.

0

0

0

-деревня Жары

Чел.

6

6

6

-деревня Желобиха

Чел.

0

0

0

-поселок Заречный

Чел.

212

202

194

-деревня Исаковка

Чел.

4

4

4

-деревня Козловка

Чел.

46

43

42

-деревня Крутовка

Чел.

9

8

8

-село Налескино

Чел.

5

4

4

-деревня Новоселка

Чел.

99

94

90

-деревня Раменье

Чел.

112

106

102

-деревня Слободка

Чел.

51

48

46

-село Троицкое Татарово

Чел.

20

19

18

-деревня Федосеиха

Чел.

10

9

8

- деревня Черноморье

Чел.

5

5

4

-станция Мстера

Чел.

1070

1019

981

-деревня Вязовка

Чел.

40

38

37

-деревня Сколепово

Чел.

15

14

14

-село Станки

Чел.

454

432

416

-деревня Барское Рыкино

Чел.

0

0

0

-деревня Глубоково

Чел.

5

4

3

-деревня Калиты

Чел.

1

1

1

-деревня Костенево

Чел.

4

4

4

-деревня Плосково 

Чел.

1

0

0

-деревня Сингерь

Чел.

21

20

20

- деревня Ставрово

Чел.

15

14

12

-деревня Тимино

Чел.

1

1

1

-деревня Хмельники

Чел.

3

0

0

-деревня Яндовы

Чел.

4

4

4

Удаленность всех населённых пунктов поселения от центра составляет от 1 км до 15,5 км. Расстояние между населенными пунктами составляет от 1 до 6 км.

Одной из главных задач Программы является определение оптимального перспективного направления развития муниципального образования поселок Мстера на расчетный срок (до 2030 года).

Социальная инфраструктура это – совокупность необходимых для нормальной жизнедеятельности населения материальных объектов (зданий, сооружений), различных инженерных сооружений и коммуникаций населенных пунктов (территории) муниципального образования, а также учреждений и организаций, оказывающих социальные услуги населению, деятельность которых направлена на удовлетворение общественных потребностей граждан соответственно установленным показателям качества жизни.

Социальная инфраструктура охватывает систему образования, здравоохранения, культуру, физическую культуру и спорт. Уровень развития социальной сферы в сильной степени определяется общим состоянием экономики муниципального образования, на территории которого расположены населенные пункты, инвестиционной и социальной политикой субъекта, в состав которого включено муниципальное образование и другими факторами. Не последнюю роль в этом играет и особенности географического положения муниципального образования.

Социальные нормативы должны меняться в соответствии с возрастанием ресурсов и изменениями структуры и масштабов социальных потребностей населения. 

1.1.Образование 

Социальная инфраструктура в сфере образования представлена:

  • МБОУ «Мстерская средняя общеобразовательная школа им. И.И. Голубева» (поселок Мстера) с нормативной вместимостью 1200 мест и фактическим количеством учеников – 545 чел., с двумя дошкольными группами – непосредственно при поселковой школе (16 чел.) и дошкольная группа «Рябинка» на базе бывшего детского сада «Рябинка села Станки (16 чел.);
  • МБОУ «Вязовская основная общеобразовательная школа» с нормативной вместимостью 200 мест фактическим количеством учеников – 99 чел.;
  • МБДОУ «Детский сад «Ласточка» поселка Мстера на 90 мест и фактическим пребыванием детей - 87 чел.;
  • МБДОУ «Детский сад им. Крупской села Барское Татарово» с нормативной вместимостью 116 мест и фактическим пребыванием детей - 116 чел.;
  • МБДОУ «Детский сад «Кирпичик» станции Мстера с нормативной вместимостью 90 мест и фактическим пребыванием детей – 35 чел.

Наполняемость школ в поселении составляет 50%. Слабая загруженность школьных образовательных учреждений благоприятно сказывается на принятой образовательной модели, обучение проходит в одну смену. Строительство новых школьных учреждений генеральным планом муниципального образования не предусматривается.

Фактическое использование дошкольных учреждений в поселении составляет около 70 %. Вместе с тем, зданию детского сада «Ласточка» поселка Мстера требуется серьезная реконструкция. Планируется перевод данного дошкольного образовательного учреждения в высвободившиеся здания бывшего Мстерского детского дома по улице Ленинградская после проведения в них работ по реконструкции.

В поселке Мстера после проведенной масштабной реконструкции функционирует учреждение высшего образования:

  • Мстерский филиал им. Ф.А. Модорова Высшей школы народных искусств города Санкт-Петербурга.

 Мстерский филиал лаковой миниатюрной живописи имени Ф.А. Модорова создан приказом Министерства образования Российской Федерации от 15 июля 2011 г. № 2141 на базе федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Мстерский художественный техникум имени Ф.А. Модорова».

Филиал готовит кадры для традиционных народных промыслов. Реализуемые уровни образования: высшее с получением степени бакалавра и среднее профессиональное образование. 

1.2.Культура 

В сфере культуры на территории муниципального образования работают:

  • МБУДО «Мстерская сельская детская школа искусств»;
  • МБУК культурно –досугового комплекса Вязниковского района «Мстерский художественный музей» с выставочным залом;
  • МБУК культурно –досугового комплекса Вязниковского района «Мстерский городской Дом культуры» на 150 мест;
  • МБУК культурно –досугового комплекса Вязниковского района «Мстерский сельский дом культуры» на ст. Мстера на 120 мест;
  • МБУК культурно –досугового комплекса Вязниковского района «Станковский сельский клуб» на 50 мест;
  • МБУК культурно –досугового комплекса Вязниковского района «Мстерская городская библиотека»;
  • МБУК культурно –досугового комплекса Вязниковского района «Мстерская сельская библиотека» на ст. Мстера с читальным залом;
  • МБУК культурно –досугового комплекса Вязниковского района «Станковская сельская библиотека» с читальным залом;
  • МБУК культурно –досугового комплекса Вязниковского района «Мстерский молодежный центр» с помещениями для спортивных занятий;  

Уровень обеспеченности учреждениями культуры в муниципальном образовании, рассчитанный в соответствии с методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры и искусства, утвержденным распоряжением правительства РФ от 19.10.1999 № 1683-р «О методике определения нормативной потребности субъектов российской федерации в объектах социальной инфраструктуры» составляет:

по клубам – менее 50%, по библиотекам – 100%.

Учреждение дополнительного образования для детей «Мстерская сельская детская школа искусств» было образовано в 1969 году. За почти 50-тидесятилетнюю историю существования школы приобщились к прекрасному более 500 молодых мстерян. Обучение организовано на художественном и музыкальном направлениям и ведется по специальностям: аккордеон, баян, духовые инструменты, фортепиано, хоровое пение, изобразительное искусство. В 2017-2018 учебном году дополнительное образование получают 170 учащихся.

 Учащиеся и выпускники школы успешно представляют свое мастерство на всех уровнях, вплоть до международного, становясь лауреатами и дипломантами всевозможных конкурсов.

В домах культуры и клубах созданы взрослые и детские коллективы, работают кружки для взрослых и детей различных направлений: танцевальные, вокальные, лепки из различных материалов, изготовление кукол, спортивные и т.д.

Одним из основных направлений работы является работа по организации досуга детей и подростков, это: проведение интеллектуальных игр, дней молодежи, уличных и настольных игр, различных спартакиад, проведение единых социальных действий.

Материально-техническая база сферы культуры, особенно выставочного зала Мстерского художественного музея нуждается в серьезной реконструкции. Реальные объемы работ по реконструкции будут определяться исходя из финансовых возможностей Вязниковского района. 

Задача в культурно-досуговых учреждениях - вводить инновационные формы организации досуга населения и увеличить процент охвата населения.

Проведение этих мероприятий позволит увеличить обеспеченность населения сельского поселения культурно-досуговыми услугами. 

1.3.Спорт 

  • Спортивные залы образовательных учреждений;
  • Плоскостные спортивные площадки образовательных учреждений в поселке Мстера и на станции Мстера;
  • Плоскостная спортивная площадка в селе Барское Татарово. 

На территории муниципального образования на пришкольных участках имеются спортивные площадки, где проводятся игры и соревнования по волейболу, баскетболу, футболу, военно-спортивные соревнования и т.д.

В зимний период любимыми видами спорта среди населения является катание на лыжах. На школьной спортивной площадке в поселке Мстера в зимнее время заливается каток.

Плоскостная спортивная площадка площадью 7140 кв. м в селе Барское Татарово задействуется как стадион при проведении командных спортивных мероприятий в муниципальном образовании. 

1.4. Здравоохранение 

На территории поселения расположены:

  • Отделение ГБУЗ ВО «Вязниковская районная больница» – Мстерская поликлиника с дневным терапевтическим стационаром;
  • Вязовская амбулатория;
  • Станковский фельдшерско-акушерский пункт.

04 августа 2017 года завершена реорганизация ГБУЗ ВО "Вязниковская ЦРБ" в форме присоединения к ней других юридических лиц в том числе ГБУЗ ВО «Мстерская районная больница», с переименованием в ГБУЗ ВО "Вязниковская районная больница".

Скорую медицинскую помощь населению муниципального образования предоставляет ГБУЗ ВО «Вязниковская станция скорой медицинской помощи». 

В кадровом составе учреждений здравоохранения муниципального образования преобладают специалисты предпенсионного и пенсионного возраста. Ощущается нехватка врачей узкой специализации. В целях привлечения молодых квалифицированных врачей в Мстерскую поликлинику администрация муниципального образования в 2016 году предоставила служебную квартиру со всеми удобствами выпускнице Ивановской медицинской академии. Имеется возможность для предоставления благоустроенной служебной жилой площади еще для одного молодого специалиста. 

1.5.Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание. 

На территории поселения работает разветвленная сеть магазинов, представленная как крупными сетевыми компаниями «Пятерочка» и «Дикси», так и различными ИП. В поселке Мстера, ст. Мстера, пос. Заречный, селах Барское Татарово и Станки работают магазины Вязниковского районного потребительского общества (РАЙПО).

Всего в населенных пунктах работают 2 супермаркета - «Пятерочка» и «Дикси», 23 магазина товаров повседневного спроса, 13 промтоварных, хозяйственных, магазинов строительных материалов и запасных частей для автомототранспорта, 4 аптечных пункта.

В сфере общественного питания работают бар «Три сазана» Вязниковского РАЙПО, бар «Пирамида» (ИП), кафе «Слобода» (ИП), закусочная «Уют» (ИП).

Сфера бытового обслуживания представлена 2 парикмахерскими, 1 фотоателье.

В поселке Мстера работает общественная баня МУП «Банно-прачечный комплекс «НЕПТУН» Вязниковского района на 20 помывочных мест. Реконструкция здания была завершена в 2012 году.

Организацией похорон и предоставлением связанных с ними услуг занимаются 2 ИП.

В поселке Мстера предлагаются земельные участки под организацию мелкооптового рынка и размещение нестационарных торговых объектов.

Имеющиеся предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания практически полностью удовлетворяют спрос населения в данных услугах.

В условиях рыночных отношений предложение новых видов услуг или увеличение существующих будет развиваться в соответствии со спросом населения. 

1.6.Кредитно-финансовые учреждения и объекты связи: 

Почтовые отделения связи имеются в административном центре муниципального образования поселке Мстера, а также в селе Станки и на станции Мстера.

 В поселке Мстера и на ст. Мстера функционируют филиалы ПАО «Волго-Вятский сберегательный банк».

 Потребности населения в недостающих объектах повседневного и периодического обслуживания и услугах более высокого ранга удовлетворяются предприятиями и учреждениями обслуживания города Вязники. 

1.7.Жилищное строительство 

Застройка населенных пунктов представлена многоквартирными и блочными домами (71 объект) и частными индивидуальными домами.

Наибольший удельный вес в структуре жилищного фонда занимает частный жилой фонд - 97,8 %.

Структура жилищного фонда
муниципального образования по состоянию на 01.01.2017 года

Вид собственности жилищного фонда

Домов

(единиц)

Квартир

(единиц)

Площадь (тыс. м2)

Удельный вес в общей площади жилищного фонда, (%)

Всего жилищный фонд

2961

950

222,3

 

в том числе:

 

 

 

 

муниципальная

7

154

4,85

2,2

государственная

-

-

-

-

частная

2954

-

217,45

97,8

 

В поселке Мстера по программе переселения из ветхого (аварийного) жилищного фонда в течение 2009-2014 годов новые благоустроенные квартиры получили 25 семей. Было выстроено 2 многоквартирных дома с общей площадью жилых помещений 906 кв.м.

В очереди нуждающихся на получение жилья по договорам социального найма на исходный период (2017 год) состоят 17 семей.

В прогнозируемой перспективе предполагается дальнейшее развитие индивидуального жилищного строительства. В муниципальном образовании успешно реализуется региональная программа для предоставления сформированных земельных участков гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях и имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет. Все многодетные семьи (6 семей), нуждающиеся в жилых помещениях в течение 2013-2017 годов получили участки для строительства. 

Жилищный фонд муниципального образования поселок Мстера (всего) 

 

показатели

Ед. изм.

Исходный год 2017

I этап

2022

II этап

2030

1

Средняя обеспеченность населения общей площадью

кв.м\чел.

29,1

32,9

43,1

2

Общий объем жилищного фонда

кв.м

общ. пл.

222,3

240,02

302,7,0

3

Общий объем нового жилищного строительства

кв.м

 общ. пл.

1,3

19,5

69,3

 

В том числе:

 

 

 

-

 

- многоэтажные, многоквартирные жилые дома

кв.м

 общ. пл.

-

-

1,3

 

- индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками

кв.м

 общ. пл.

1,3

19,5

68,0

4

Убыль жилищного фонда, всего

тыс.кв.м.

общ.пл/%

 

1,78

0,8

6,58

2,9

2-й этап программы развития социальной инфраструктуры предусматривает строительство одного многоквартирного социального жилого дома для предоставления гражданам, состоящим в очереди на получение жилья по договорам социального найма. 

 2. Демографическая характеристика муниципального образования поселок Мстера (городское поселение) 

Численность постоянного населения МО поселок Мстера на 01.01.2017 года составляет 7642 человек, изменение численности населения городского поселения происходит как за счет естественных факторов, так и за счет миграционных процессов. Наблюдается устойчивая тенденция снижения рождаемости¸ повышения смертности и соответственно, естественной убыли населения. Ежегодно в муниципальном образовании поселок Мстера убывают около 400 человек, а прибывает около 240 человек. 

В настоящее время в муниципальном образовании поселок Мстера (городское поселение) сложилась следующая возрастная структура: 

показатели

Ед. изм.

Исходный год

2017

I этап

2022

II этап

2030

- население моложе трудоспособного возраста

%

16,3

16,1

16,5

- население трудоспособного возраста

%

50,0

49,0

48,4

- пенсионного возраста

%

34,7

34,9

35,1

Анализ половозрастной структуры показал, что на ближайшую перспективу без учета миграционных процессов складывается тенденция уменьшения доли трудоспособного населения и увеличения — нетрудоспособного, что повысит демографическую нагрузку на население и негативно скажется на формировании трудовых ресурсов.

В целом, демографическая ситуация в муниципальном образовании поселок Мстера (городское поселение) повторяет районные проблемы и обстановку большинства регионов.

Характер смертности определяется практически необратимым процессом старения населения, регрессивной структурой населения, а также ростом смертности населения в трудоспособном возрасте, особенно у мужчин.

 Общей стратегической целью социально-экономического развития поселения на прогнозный период является обеспечение повышения уровня и качества жизни населения, приток инвестиций в экономику муниципального образования поселок Мстера, что обеспечит создание современных производств на его территории, а также увеличит налоговые поступления в бюджеты всех уровней. 

3.Анализ, выявление и адекватное описание важнейших характеристик муниципального образования 

Задача формирования всех составляющих стратегии развития поселения не может быть конструктивно решена без анализа, выявления и адекватного описания его важнейших характеристик. Для этих целей при разработке Программы был использован эффективный инструмент исследования объектов подобного рода - системный анализ, который позволил воспроизвести основные системные характеристики поселения, показать механизмы его функционирования и развития. Использование инструментов системного анализа обусловлено необходимостью учета сложности и многообразия экономических, социальных, политических и других факторов, влияющих на развитие поселения. С данных позиций поселение представляет собой систему, которая характеризуется совокупностью различных подсистем, сложными и многочисленными взаимосвязями между ними, динамичностью протекающих процессов.

На основе оценки исходной социально-экономической ситуации муниципального образования для обеспечения всестороннего учета местной специфики, анализа внутренних и внешних факторов, определения конкурентных преимуществ и проблем и негативных моментов и тенденций, тормозящих прогрессивное движение, проведен SWOT-анализ социально-экономического развития муниципального образования поселок Мстера (городское поселение).

Уникальность, конкурентные преимущества и ключевые проблемы

Сферы

Уникальность, конкурентные преимущества

Ключевые проблемы

1. Ресурсный потенциал

1.1.Географи-ческое положение

- На территории МО расположены уникальные туристические ресурсы.

- МО является транспортным узлом, расположенным между двумя крупными областными центрами г. Владимир и г. Нижний Новгород.

- По территории муниципального образования проходит участок пути Горьковской железной дороги, автомагистраль «М-7».

- Наличие водных ресурсов (река Клязьма, Мстерка, Тара, водоемы).

- Удаленность от

областного центра - 120 км.

1.2. Природно­-ресурс-ный потенциал

- Наличие сельскохозяйственных земель, благоприятных для производства многолетних клубненосных культур, заливные луга.

- Наличие месторождений сырья - торф, производства строительных и поделочных материалов (глина, песок, мел, известняк).

- Наличие лесов и противоэрозийных лесонасаждений.

- Наличие водных объектов для разведения рыб.

- Наличие свободных территорий для расширения деятельности.

- Наличие рисков ведения земледелия.

- Заиливание и обмеление рек.

 

 

2. Качество жизни

2.1. Демография

- повышение рождаемости

 - Сравнимая со среднеоб­ластными показателями средняя продолжительность жизни.

- смертность населения в трудоспособном возрасте.

- Относительно высокий удельный вес населения пенсионного возраста.

- Высокий уровень миграционной убыли населения.

- Низкая доля населения в трудоспособном возрасте.

2.2. Уровень жизни населения. Заработная плата, доходы

- Отсутствие зарегистрированной задолженности по заработной плате в действующих предприятиях

- Существенное отставание уровня заработной платы от среднеобластного показателя.

- Отставание покупательной способности номинальной заработной платы от среднеобластного показателя.

- Неразвитость рынка сбыта продукции, произведенной в ЛПХ, низкие закупочные цены

 

2.3. Социальная защита населения

- Эффективная работа органов социальной защиты населения.

- Средний уровень охвата населения по предостав­лению субсидий на оплату ЖКУ.

- Наличие программ по социальной поддержке малообеспеченного населения.

- Значительная доля пенсионеров, малообеспеченных граждан и семей в общей численности населения.

- Отсутствие домов-

интернатов и пансионатов для престарелых и инвалидов.

2.4. Жилищно­коммунальная сфера и благоустройство

- Высокий уровень газификации МО (77,6%).

- Улучшение качества обслуживания населения.

- Улучшение благоустройства и озеленения территории поселка.

- Положительная динамика роста удельного веса центральных дорог с твердым покрытием.

- Отсутствие системы водоотведения в сельских населенных пунктах.

- Значительный рост стоимости услуг ЖКХ.

- Значительный износ водопроводных, канализационных сетей.

- Высокая степень износа муниципального жилого фонда.

- Недостаток средств для проведения плановых ремонтов, капитальных ремонтов жилья.

- Недостаточно эффективная работа

коммунального хозяйства

- Высокий удельный вес грунтовых дорог улично-дорожной сети.

-Низкое участие жителей, предприятий, предпринимателей в благоустройстве

2.5. Строительство жилья

- Наличие свободных территорий для индивидуальной жилищной застройки.

- Увеличение объемов индивидуального жилищного строительства.

- Наличие спроса на индивидуальное жилищное строительство.

- Относительно высокая стоимость строительных материалов.

- Отсутствие строительства муниципального жилья.

- Недостаточное развитие инженерной инфраструктуры для строительства жилья.

-Недостаток бюджетных средств для оказания финансовой поддержки всем желающим молодым семьям и молодым специалистам приобрести или построить жилье.

2.6. Здравоохранение

- Наличие и реализация целевых местных, региональных программ и национального проекта «Здоровье», направленных на снижение и предупреждение заболеваемости.

- Высокий охват вакцинацией детей.

 

-Низкая укомплектованность врачами.

- Недостаточное количество врачей узкой специализации (хирургов, педиатров, акушеров-гинекологов).

- Высокий процент врачей- пенсионеров.

- Недостаточное материально­ -техническое обеспечение лечебных учреждений поселка современным оборудованием и техникой.

2.7. Образование

- Значительное наращивание темпов модернизации системы образования.

- Осуществление подготовки по востребованным рынком профессиям в Мстерском филиале им. Ф.А. Модорова Высшей школы народных искусств гор. Санкт-Петербурга.

- Высокий уровень квалификации и профессионального опыта школьных учителей.

- Отсутствие дефицита педагогических кадров.

- Высокая степень охвата детей кружковой работой.

- Низкая наполняемость общеобразовательных школ.

- Недостаточное развитие материально­технической базы учреждений образования.

- Недостаточный приток молодых специалистов.

 

 

 

3. Экономический потенциал

3.1.

Промышленность

- Наличие промышленных предприятий, имеющих относительно развитую производственную базу и возможности для выпуска конкурентоспособной продукции.

- Наличие резервных производственных мощностей для организации новых видов производства.

- Высокая динамика промышленного производства.

- Высокая степень физического износа основных производственных фондов на отдельных предприя­тиях.

- Наличие убыточных предприятий.

- Высвобождение рабочей силы из-за высокого уровня автоматизации современного производ­ства.

- Слабая организация маркетинга на предприятиях.

3.2 Малый бизнес

- Устойчивый рост количества субъектов малого предпринимательства.

- Увеличение числа занятых в малом бизнесе.

- Участие в государственных программах поддержки малого предприниматель­ства

- Недостаточное развитие отраслевой структуры малого бизнеса.

-Недостаток собствен­ных финансовых средств малых предприятий, сдержива­ющий обновление основных фондов и внедрение новых технологий.

 

4. Кадровый потенциал

4.1 Занятость населения

- Увеличение числа занятых в малом бизнесе, личном подсобном хозяйстве.

- Реализация программы по содействию повышения уровня занятости населения МО.

- Перспектива увеличения числа рабочих мест за счет интенсивного развития туристического, санаторно-­оздоровительного комплекса и в целом экономики МО.

- Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте.

- Сокращение численности и доли занятых на крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.

- Профессионально­квалификационное несоответствие между требованиями работодателей и качеством рабочей силы.

 

5. Инвестиционный потенциал

 

- Положительная динамика инвестиционной деятельности.

- Преобладание производственных инвестиций в общем объеме инвестиций, что создает базу для модернизации и технического перевооружения производства.

- Наличие относительно развитого промышленного потенциала.

- Наличие инвестиционных площадок для строительства новых предприятий.

- Недостаточная обеспе­ченность элементами производственной ин­фраструктуры новых инвестиционных пло­щадок.

6. Туристический потенциал

 

- Наличие предприятий и учреждений народных художественных промыслов.

- Наличие частных и муниципальных музеев.

- Развитая сеть организаций общественного питания.

- Наличие церквей, монастырей скитов и часовен.

- Возможность развития экотуризма.

- отсутствие гостиниц и развлекательных комплексов, в связи с этим большинство туристов после посещения экспозиций музеев не остаются на ночь и покидают поселок;

- рынок оздоровительного, активного и других специализированных видов туризма, пользующихся спросом, развивается низкими темпами;

- качество благоустройства территории с высокой туристской привлекательностью не соответствует современным требованиям.

4. Основные направления развития социальной инфраструктуры муниципального образования

 4.1. Развитие социальной инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта:

 - участие в отраслевых районных, областных программах, Российских и международных грантах по развитию и укреплению данных отраслей;

-содействие предпринимательской инициативе по развитию данных направлений и всяческое ее поощрение (развитие и увеличение объемов платных услуг, предоставляемых учреждениями образования, здравоохранения, культуры, спорта на территории поселения).

 - содействие в привлечении молодых специалистов в поселение (врачей, учителей, работников культуры, муниципальных служащих);

 -помощь членам их семей в устройстве на работу;

 -помощь в решении вопросов по приобретению этими специалистами жилья через районные, областные и федеральные программы, направленные на строительство приобретения жилья, помощь в получении кредитов, в том числе ипотечных на жильё.

 - Привлечение средств из областного и федерального бюджетов на укрепление жилищно-коммунальной сферы:

- по «Программе переселение граждан из ветхого аварийного жилье» для строительства жилья и ремонт муниципального жилья;

- формирование и предоставление земельных участков семьям, имеющим 3-х и более детей в возрасте до 18-ти лет, нуждающимся в получении жилья;

- приобретение и установка детских игровых и спортивных площадок в крупных населенных пунктах муниципального образования и во дворах многоквартирных домов в поселке Мстера и на станции Мстера;

Мероприятия Программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования поселок Мстера включают как планируемые к реализации инвестиционные проекты, так и совокупность различных организационных мероприятий.

Перечень основных программных мероприятий на период 2017-2030 гг., ответственных исполнителей и ожидаемых результатов от их реализации с указанием необходимых объемов и потенциальных источников финансирования, приведены в таблицах.

Состав мероприятий по совершенствованию сферы управления и развития.

Содержание мероприятия

Ответственный исполнитель

Сроки выполнения

Ожидаемые результаты

1

Разработка программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения

Администрация муниципального образования

2017 г.

Современная концепция управления городским поселением, включающая основные направления социальной политики

2

Разработка плана мероприятий по реализации программы комплексного развития социальной инфраструктуры

Администрация муниципального образования

Ежегодно

Ежегодный план мероприятий по реализации Программы

3

Отбор, подготовка и переподготовка персонала для сферы местного самоуправления

 

Администрация муниципального образования

2017-2020 гг.

Повышение эффективности муниципального управления (график переподготовки, и обучения специалистов)

4

Поддержки и развитие малого и среднего предпринимательства в сельском поселении

 

Администрация муниципального образования

 В течение 2018-2030 г.г.

Повышение предпринимательской активности в поселении

5

Проведение систематических мероприятий по продвижению продукции предприятий народных художественных промыслов: участие в проведении ярмарок, выставок, смотров, конкурсов и т.п.

 

 

Администрация муниципального образования

Постоянно

Стимулирование производства и продвижение на рынок продукции, производимой предприятиями народных художественных промыслов

6

Организация системы контроля за исполнением Программы развития и ежегодного плана мероприятий по ее реализации

 

Администрация муниципального образования

Систематически

Выявление отклонений основных фактических показателей развития поселения от запланированных

7

Контроль за экологической ситуацией и рациональным использованием природных ресурсов на территории поселения

 

Администрация муниципального образования

Систематически

Улучшение экологической ситуации, сохранение природных ресурсов поселения

 

Состав мероприятий по обеспечению условий функционирования и поддержанию работоспособности основных элементов

Содержание мероприятия

Ресурсное обеспечение

Сроки выполнения

Ожидаемые результаты

1

Создание условий для привлечения финансовых ресурсов и инвестиций на территорию муниципального образования

Местный бюджет Областной бюджет

Привлеченные средства

1- этап

2017-2022 гг 

2-й этап

до 2030 г.

Увеличение потоков финансовых ресурсов

2

Создание условий для реализации перспективных предпринимательских проектов

Областной бюджет,

местный бюджет

2017-2022 гг.

2-й этап – до 2030 г.

Создание новых рабочих мест, повышение уровня оплаты труда персонала, снижение уровня безработицы, увеличение доходной части местного бюджета

3

Поддержание материально-технической базы учреждений находящихся в ведении администрации муниципального образования в надлежащем для использования состоянии

Местный бюджет

 

постоянно

Обеспечение населения необходимыми муниципальными услугами

4

Формирование условий для развития личных подсобных хозяйств

Местный бюджет

Областной бюджет

Постоянно

Увеличение производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах

5

Обеспечение участия жителей всех населённых пунктов поселения в социальных, культурных, спортивных и других мероприятиях, проводимых районной и местной администрациями

Местный бюджет

 

Постоянно

Повышение активности населения, нацеливание на здоровый образ жизни

Развитие и поддержка малого предпринимательства

Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства является одним из главных направлений экономической деятельности, т.к. именно данным сектором решается ряд важнейших проблем социальной стабильности населения. Это, прежде всего, занятость, повышение жизненного уровня населения, увеличение наполняемости бюджета.

Цель политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства - создание благоприятных политических, правовых, экономических и организационных условий для повышения устойчивого и динамичного развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих сохранение и создание новых рабочих мест, насыщение рынка отечественными товарами и услугами, стабильное поступление налогов в бюджет поселения, формирование среднего слоя общества, самостоятельно создающего собственное благосостояние и достаточный уровень жизни.

Основные задачи:

- формирование правового пространства, обеспечивающего беспрепятственное развитие малого и среднего предпринимательства.

- выявление и поддержка приоритетных направлений развития малого бизнеса.

- формирование положительного общественного мнения о деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, укрепление социального статуса, повышение престижа и создание механизма защиты предпринимательства.

- участие предпринимателей в формировании политики поселения по развитию малого и среднего предпринимательства (Совет предпринимателей);

- вовлечение в предпринимательскую деятельность представителей различных слоев населения;

- увеличение доходов населения и создание условий для самореализации граждан;

поддержка в продвижении местных товаропроизводителей посредством ярмарочно-выставочных мероприятий.

При проведении конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для закупки товаров, услуг для нужд муниципального образования субъектам малого предпринимательства оказывается преимущество.

В рамках реализации политики в области развития малого и среднего предпринимательства определены следующие приоритеты:

 - производство товаров народного потребления продовольственного и промышленного назначения;

- развитие народных ремесел, туризма;

- бытовые услуги (ремонт, реставрация и пошив обуви; ремонт и пошив верхней одежды; фотография; парикмахерские и др.)

- строительство объектов социальной инфраструктуры, в том числе жилья;

 Система программных мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства представлена следующими направлениями:

- Сдача в аренду земли с целью производства сельскохозяйственной продукции, организации культурного отдыха населения, создания новых рабочих мест, увеличения местного бюджета.

- Проведение различных конкурсов среди предпринимателей.

- Сдача в аренду нежилых муниципальных помещений и помещений муниципальных учреждений и предприятий под создание и развитие приоритетных сфер услуг. 

5. Оценка эффективности мероприятий Программы

 Выполнение включённых в Программу организационных мероприятий и инвестиционных проектов, при условии разработки эффективных механизмов их реализации и поддержки со стороны местных администраций, позволит достичь следующих показателей комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования.

Индикаторы достижения целей программы 

 Индикаторы достижения целей Программы определены согласно статистическим данным.

Наименование индикаторов целей Программы

Единица измерения индикаторов целей Программы

Промежуточные значения индикаторов

2017

2022

2030

Доля детей в возрасте от 1 до 6 лет, обеспеченных дошкольными учреждениями (норматив 70-85%)

%

87

100

100

Доля детей школьного возраста, обеспеченных ученическими местами в школе в одну смену

%

100

100

100

Поликлиники и ФАПы

Посещ.\см.

289

289

289

Вместимость клубов, библиотек, учреждений дополнительного образования 

Кол-во мест

530

530

530

Площадь торговых предприятий (норматив 200 кв.м продовольств. и 400 кв.м прочими на 1000 жителей)

м 2

350

350

350

В целях оперативного отслеживания и контроля хода осуществления Программы, а также оценки влияния результатов реализации Программы на уровень развития социальной инфраструктуры поселения в рамках выделенных приоритетов проводится ежегодный мониторинг по основным целевым показателям социально-экономического развития территории.

6. Организация контроля за реализацией Программы

 Организационная структура управления Программой базируется на существующей схеме исполнительной власти муниципального образования.

Программа комплексного развития социальной инфраструктуры поселения утверждается решением Совета народных депутатов муниципального образования поселок Мстера, который исполняет следующие функции:

- определяет приоритеты, постановку оперативных и краткосрочных целей Программы;

- осуществляет контроль за ходом реализации программы развития социальной инфраструктуры городского поселения;

 - рассмотрение и утверждение предложений, связанных с корректировкой сроков, исполнителей и объемов ресурсов по мероприятиям Программы;

Оперативные функции по реализации Программы осуществляют штатные сотрудники Администрации городского поселения под руководством главы местной администрации.

Глава местной администрации осуществляет следующие действия:

-представление Совету народных депутатов проектов программ поселения по приоритетным направлениям Программы;

- рассматривает и утверждает план мероприятий, объемы их финансирования и сроки реализации;

 - выносит заключения о ходе выполнения Плана, рассматривает предложения по внесению изменений по приоритетности отдельных программных направлений и мероприятий.

 - взаимодействует с районными и областными органами исполнительной власти по включению предложений городского поселения в районные и областные программы;

 -контроль за выполнением годового плана действий и подготовка отчетов о его выполнении;

 -осуществляет руководство по:

 - подготовке перечня муниципальных программ поселения, предлагаемых к финансированию из местного бюджета на очередной финансовый год;

 - составлению ежегодного плана действий по реализации Программы;

 - реализации мероприятий Программы поселения.

 Специалисты местной администрации муниципального образования осуществляет следующие функции:

 -подготовка проектов нормативных правовых актов по подведомственной сфере по соответствующим разделам Программы;

 -подготовка проектов программ поселения по приоритетным направлениям Программы;

 -формирование бюджетных заявок на выделение средств из муниципального бюджета поселения;

 -подготовка предложений, связанных с корректировкой сроков, исполнителей и объемов ресурсов по мероприятиям Программы;

 -прием заявок предприятий и организаций, участвующих в Программе, на получение поддержки для реализации разработанных ими мероприятий или инвестиционных проектов;

 -предварительное рассмотрение предложений и бизнес-планов, представленных участниками Программы для получения поддержки, на предмет экономической и социальной значимости;

7. Механизм обновления Программы

Обновление Программы производится:

- при выявлении новых, необходимых к реализации мероприятий,

- при появлении новых инвестиционных проектов, особо значимых для территории;

- при наступлении событий, выявляющих новые приоритеты в развитии поселения, а также вызывающих потерю своей значимости отдельных мероприятий.

Внесение изменений в Программу производится по итогам годового отчета о реализации программы, проведенного общественного обсуждения, по предложению Совета депутатов муниципального образования и иных заинтересованных лиц.

Программные мероприятия могут также быть скорректированы в зависимости от изменения ситуации на основании обоснованного предложения исполнителя.

По перечисленным выше основаниям Программа может быть дополнена новыми мероприятиями с обоснованием объемов и источников финансирования.

8. Заключение

Реализация Программы строится на сочетании функций, традиционных для органов управления поселением (оперативное управление функционированием и развитием систем поселения), и новых (нетрадиционных) функций: интеграция субъектов, ведомств, установления между ними партнерских отношений, вовлечение в процесс развития новых субъектов (например, других муниципальных образований, поверх административных границ), целенаправленного использования творческого, культурного, интеллектуального, экономического потенциалов сельского поселения.

Ожидаемые результаты:

 За период осуществления Программы будет создана база для реализации стратегических направлений развития поселения, что позволит ей достичь высокого уровня социально-экономического развития:

  • улучшение культурно-досуговой деятельности будет способствовать формированию здорового образа жизни среди населения, позволит приобщить широкие слои населения к культурно-историческому наследию;
  • привлечения внебюджетных инвестиций в экономику поселения;
  • повышения благоустройства поселения;
  • развития малого и среднего предпринимательства на территории поселения, повышение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет поселения;
  • формирования современного привлекательного имиджа поселения.

Результатом реализации программы должна стать стабилизация социально-экономического положения поселения, улучшение состояния жилищно-коммунального хозяйства, социальной сфер, эффективное использование бюджетных средств и имущества; улучшение благоустройства территории.

Реализация Программы позволит:

1) повысить качество жизни жителей муниципального образования, сформировать организационные и финансовые условия для решения проблем поселения;

2) привлечь население поселения к непосредственному участию в реализации решений, направленных на улучшение качества жизни;

3) повысить степень социального согласия, укрепить авторитет органов местного самоуправления.

 Социальная стабильность и экономический рост в городском поселении в настоящее время могут быть обеспечены только с помощью продуманной целенаправленной социально-экономической политики. И такая политика может быть разработана и реализована через программу комплексного развития социальной инфраструктуры городского поселения.

Переход к управлению городским поселением через интересы благосостояния населения, интересы экономической стабильности и безопасности, наполненные конкретным содержанием и выраженные в форме программных мероприятий, позволяет обеспечить социально-экономическое развитие и муниципального образования.

5. Оценка эффективности мероприятий, включенных в программу, в том числе с точки зрения достижения расчетного уровня обеспеченности населения муниципального образования поселок Мстера услугами в областях образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта и культуры в соответствии с нормативами градостроительного проектирования

 Эффективность мероприятий с точки зрения социально- экономического фактора выражается следующими параметрами:

в области физической культуры и спорта: - увеличение обеспеченности населения плоскостными спортивными сооружениями с 5600 кв.м в 2017 году до 15740 кв.м к 2031 году.

В перспективе при реализации программных мероприятий будет достигнут следующий социально-экономический эффект: - повышение уровня комфорта жизни за счет обеспеченности граждан услугами здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и массового спорта в необходимом объеме; - повышение доступности объектов социальной инфраструктуры для населения муниципального образования поселок Мстера. - повышение инвестиционной привлекательности территории муниципального образования, создание новых рабочих мест, снижение миграционного оттока и др.

6. Предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры, направленные на достижение целевых показателей программы

Совершенствование нормативно-правового и информационного обеспечения деятельности в сфере проектирования, строительства, реконструкции объектов социальной инфраструктуры муниципального образования поселок Мстера предусматривает следующие мероприятия:

Внесение изменений в Генеральный план муниципального образования поселок Мстера:

- при выявлении новых, необходимых к реализации мероприятий в области развития социальной инфраструктуры;

- при появлении новых инвестиционных проектов, особо значимых для территории;

- при наступлении событий, выявляющих новые приоритеты в развитии поселения, а также вызывающих потерю своей значимости отдельных мероприятий.

 Для информационного обеспечения реализации Программы необходимо функционирование, использование и доступность сайта муниципального образования муниципального образования поселок Мстера.

Основными задачами по нормативно-правовому и информационному обеспечению реализации мероприятий являются:

 - обеспечение контроля за реализацией Программы;

 - разработка муниципальных правовых актов в области градостроительных и земельно-имущественных отношений;

- совершенствование практики (процедуры торгов (конкурсов, аукционов)предоставления земельных участков из состава земель муниципальной собственности на территории поселения для целей строительства и целей, не связанных со строительством,

 

Дата создания: 22-11-2017
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *

Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.